НП «Русская Сталь» о недопустимости запрета на продление сроков службы железнодорожного подвижного состава

Начиная с апреля 2013 года Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) по поручению[1] Правительства РФ реализует временный порядок  согласования продления срока службы (ПСС) грузовых вагонов не более чем на один год. С учетом процедурной специфики, возникающих финансовых и иных затрат указанная практика, по сути, уже эквивалентна запрету ПСС для многих участников рынка.

Партнёрство разделяет мнения о том, что действующий порядок ПСС и его возможное ужесточение (вплоть до полного запрета в рамках регламента Таможенного союза, выход которого ожидается в августе 2014 года) необоснованы и ведут к нарастающим негативным последствиям не только для рынка грузоперевозок, но и для системообразующих отраслей-грузоотправителей российской экономики.

В частности,

  • запрет ПСС не решает задач, декларируемых как основания для его введения - стимулирования развития в России производств нового подвижного состава с улучшенными эксплуатационными характеристиками при сниженных расходах жизненного цикла и одновременного повышения безопасности грузоперевозок;
  • массовое выбытие годных технически, но не прошедших ценз по сроку эксплуатации вагонов, ведет к ухудшению условий деятельности операторов подвижного состава (прежде всего, ввиду масштабного отвлечения средств на замену утилизируемых вагонов и их длительной окупаемости);
  • ограничение предложения на рынке услуг по предоставлению подвижного состава под погрузку повлечет рост ставок для потребителей, что противоречит одной из стратегических целей структурного реформирования отечественной системы ж/д перевозок  – снижению совокупных транспортных затрат грузовладельцев. Кроме того, можно прогнозировать рост ставок и на альтернативные виды транспортировки (особенно в сегменте автоперевозок);
  • резкого увеличения заказов на продукцию российского вагоностроения не произойдет (прежде всего, ввиду свободного конкурентоспособного импорта из Украины и Белоруссии). Однако, стоит ожидать валового снижения заказов у российских вагоноремонтных предприятий. И то, и другое будет иметь каскадирующий негативный эффект для смежных отраслей (в том числе, снижение потребления продукции отечественного горно-металлургического комплекса);
  • отсутствует какая-либо ясность ситуации с возможностями обновления парка узкоспециализированного подвижного состава (включая химические цистерны, вагоны изотермического парка), а также парка прочей ж/д техники, эксплуатирующийся с превышением нормативного срока службы, но не обновлявшегося в течение десятилетий (магистральные и маневровые локомотивы, пассажирские вагоны и пр.).

По итогам консультаций с сообществом операторов подвижного состава и НО «Российская ассоциация производителей удобрений» Партнёрство солидарно поддерживает необходимость в очередной раз обратить внимание Правительства РФ на крайнюю актуальность и комплексность проблем, связанных с запретом ПСС, и предложить следующие первоочередные меры по их разрешению:

  1. до момента принятия новых правил проведения ПСС в кратчайшие сроки вернуть порядок, действовавший до апреля 2013 года;

2. при разработке положений нового нормативного документа по ПСС:

  • по универсальному подвижному составу оценить последствия ограничения ПСС с точки зрения роста транспортных затрат грузовладельцев;
  • по специализированным вагонам, учитывая наличие надлежащего уровня безопасности при эксплуатации вагонов для перевозки (включая опасные грузы), а также для обеспечения надежной работы химически опасных производственных предприятий, сохранить ранее действовавший порядок ПСС без изменения;
  • обеспечить возможности для участия в формировании и оценке решений экспертов заинтересованных компаний и представителей отраслей-грузоотправителей российской экономики.

 

***

Некоммерческое партнёрство «Русская Сталь» создано крупнейшими металлургическими компаниями России для координации усилий по защите своих интересов и реализации проектов, не носящих коммерческого характера.

Компании Партнёрства производят 96% отечественного чугуна, около 90% стали и проката, значительную долю сырья для металлургической промышленности.



[1] пункт 16 «Плана мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава» - http://government.ru/media/files/41d45e58450b921d8806.pdf

10 декабря 2013, 10:45