Мнение относительно проекта ценообразования в железнодорожной отрасли
Предлагаемый в проекте Постановления порядок ценообразования подразумевает отказ от действующей системы, основанной на базе Тарифного руководства 10-01, и переход к формульному ценообразованию с переменными значениями, что повлечет окончательный вывод из-под государственного ценового регулирования грузовых перевозок железнодорожным транспортом. Механизм ценообразования, предложенный проектом Постановления, помимо легализации ранее предложенной ОАО «РЖД» агентской схемы взаимодействия субъектов перевозочного процесса фактически снимает с Перевозчика обязанности по совершенствованию планирования вагонопотоками и оптимизации порожнего пробега, особенно после перевозки грузов первого тарифного класса.
Как следствие, создаются условия для наиболее негативного сценария развития структурной реформы на железнодорожном транспорте, когда Перевозчик, являвшийся ранее единым хозяйствующим субъектом, разделившийся на части для повышения конкуренции в сегменте оказания отдельных услуг, составляющих комплекс услуги перевозки, вновь объединяется, но уже на условиях отсутствия контроля со стороны государства, в том числе, предусмотренного законодательством ценового регулирования. На практике это будет означать дальнейший рост стоимости предоставления подвижного состава, завуалированный формулой цены, зависящей от уровня среднерыночных ставок суточной аренды вагонов. Это уже в ближайшей перспективе приведет к значительному неконтролируемому росту стоимости комплексной услуги – перевозок по аналогии с наблюдающимся в стране галопирующим ростом цен на бензин и дизельное топливо.
Подобная ситуация, складывающаяся на железнодорожном транспорте, как в одной из системообразующих отраслей экономики, приведет к сбоям и ухудшению ситуации во многих сильно зависящих от железнодорожного транспорта отраслях - угольной промышленности, теплоэлектроэнергетике, и в особенности – в металлургии. Считаем необходимым обратить внимание к данной проблеме как Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, так и широкого круга предприятий реального сектора экономики России.