Позиция НП «Русская Сталь» по проекту ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части изменения статьи 10 о приоритетном порядке приема к перевозке груза
НП «Русская Сталь» рассмотрело предложение о внесении изменений в ст. 10 ФЗ-18 в части перевозок грузов грузоотправителей и (или) грузополучателей, заключивших с перевозчиком, являющимся владельцем инфраструктуры, договоры об организации перевозок.
Согласно этой поправке, компании, которые инвестируют в строительство, модернизацию, реконструкцию объектов инфраструктуры, и/или внесли предоплату за перевозки, получают приоритет в перевозках. Это закрепляет за ОАО «РЖД» право в одностороннем порядке ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях (за исключением воинских и специальных перевозок).
По мнению НП «Русская Сталь» такая норма нарушает базовый принцип, обосновывающий функционирование ОАО «РЖД» в форме естественной монополии - принцип публичности перевозчика (владельца инфраструктуры), установленный Федеральным законом №17 от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Таким образом, в случае принятия данной нормы, создаётся крайне благоприятная среда для злоупотребления РЖД своим доминирующим положением. Преференции, предоставляемые владельцем инфраструктуры в рамках заключаемых долгосрочных договоров на организацию перевозок, должны предоставляться не в ущерб другим участникам перевозочного процесса.
***
Некоммерческое Партнерство «Русская Сталь» объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России. Партнерство было создано в 2001 г. ведущими металлургическими компаниями России для координации усилий по защите интересов российских металлургов и реализации совместных проектов, не носящих коммерческого характера.